МДК
Советской кораблестроительной программой 1946-55 гг. среди других типов кораблей было предусмотрено строительство десантных кораблей. В этой программе был учтён печальный опыт отечественных десантных действий в Великой Отечественной войне, когда отсутствие malyi dk 450специальных судов не позволяло высаживать морскую пехоту вместе с тяжёлой техникой, а из-за этого она несла значительные потери в глубине обороны и первоначальный успех не мог быть быстро развит.
Можно с полным основанием утверждать, что десант в Крым зимой 1941-1942 годов не смог решить стратегическую задачу по освобождению Крымского полуострова и деблокады Севастополя из-за отсутствия уже в первом эшелоне десанта значительного количества танков, автотранспорта и тяжёлой артиллерии, поскольку всё это могло быть доставлено только на специальных десантных кораблях, которых в составе Черноморского флота не было.
По многим причинам, указанная выше программа 1946-55 гг. выполнена в полном объёме не была, так как во время войны морской транспортный флотShilka i mdkкран-стрелы грузоподъёмностью 3 т) двух-трёх единиц автобронетанковой техники типа средних или тяжёлых танков.
При создании этих первых десантных кораблей отечественные конструкторы впервые столкнулись с проблемами проектирования корабля под технику примерно одинаковых габаритов, но резко отличающихся по массе (танк и стандартный грузовой автомобиль имели примерно одинаковые размеры, а по весу танк был тяжелее в 4-5 раз). Это потребовало особо учитывать такое сильное колебание веса десантной нагрузки при дифферентовке ДК во время высадки десанта на берег.
Полное водоизмещение МДК составляло около 660 тонн, мощность двухвальной дизельной главной энергетической установки составляла 600 л.с., что обеспечивало в полном грузу скорость MDK_4509.5–10 узлов (дальность плавания экономическим ходом составляла 1600 миль). Габариты трюма составляли 30 х 4,5 х 3,2 м, что позволяло перевозить 2–3 танка с экипажами или столько же гружёных автомобилей или два артиллерийских орудия с тягачами, боевыми расчётами и штатным боезапасом.
В качестве оборонительного вооружения МДК был оснащён двумя спаренными 25-мм зенитными установками (по одной в носу и корме). СССР потерял до 50% своего довоенного состава и была поставлена задача в ближайшие послевоенные годы восстановить его состав. Всё это привело к ограничению военного кораблестроения в части кораблей неосновных классов. Кроме того, опыт создания таких кораблей в отечественном ВМФ отсутствовал, если не считать постройки во время Первой Мировой войны десантных кораблей типа «Эльпидифор» и «тендеров» во время ВОВ. Эти обстоятельства предопределили и порядок создания отечественных десантных кораблей. Так на начальном этапе, для отработки ряда технических решений (аппарель, балластная система, размещение десанта), эти malyi dk v 1972корабли создавались либо на базе транспортных судов, либо их планировали использовать и как транспортные суда.
Только после отработки всех конструктивных особенностей ДК можно было приступать к строительству кораблей специальной постройки.Первоначально было построено несколько малых десантных кораблей (МДК) проекта 450.
Проект был разработан ленинградским ЦКБ-50, главный конструктор Е.С. Толоцкий, главный наблюдающий от ВМФ Л.И. Кузьменков. Корабль проектировался с учетом использования его в мирное время в качестве транспортного судна по перевозке народно-хозяйственных грузов и приспосабливался для срочного переоборудования с началом войны в танкодесантный корабль. Это был первый в отечественном кораблестроении корабль «двойного назначения». На пр.450 были предусмотрены носовые сходни и другие средства для обеспечения погрузки, перевозки и выгрузки.
Модификации. После начала постройки МДК пр.450 в ЦКБ-50 был разработан его усовершенствованный проект – 450-бис.
Он был создан для перевозки более тяжёлых образцов бронетехники, а полное водоизмещение составило 716 тонн. Мощность ГЭУ была увеличена до 900 л.с. В 1970-х годах все МДК пр. 450/450-бис, входившие в состав ВМФ СССР были переклассифицированы в военные транспорты и выполняли функции транспортных судов при перевозке боеприпасов и военного имущества.
Программа строительства. Головной корабль пр.450 был построен на заводе в г.Сретенске и вошёл в состав ВМФ в 1951 году, а головной МДК пр.450-бис – в 1955 году. Всего по пр.450 до 1955 года построено 40 МДК и по пр.450-бис до 1958 года построено 35 МДК.
Статус на 2007 г. После ввода в строй почти все МДК пр.450/450-бис были переданы Министерству Морского Флота и Министерству рыбного хозяйства СССР, но в период военных действий предусматривалась их передача ВМФ с соответствующим дооборудованием (в частности, установки 25-мм автоматов).
В начале 1990-х в составе Северного флота ВМФ России всё ещё находились два корабля пр.450-бис, которые ранее были переоборудованы из МДК в военные транспорты (ВТР-294 и ВТР-295), но через некоторое время и они были списаны.
Эти фотографии перечеркивают взятый в интернете текст с информацией о полном списании МДК проекта 450. Старый трудяга еще жив и трудится на благо Флота. Во всяком случае снимки сделанные Германом Дорофеевым на сбор-походе кораблей и высадке морского десанта в сентябре 2008 года воочию убеждают нас в живучести старой советской техники.
Слава морскому труженику!
|