Десантный экраноплан типа "Дракон" (проект 904), СССР, 1979 г.
Масса в грузу 140 т. Длина 58 м, ширина (размах) 31,5 м, осадка на плаву 1,5 м. Мощность турбовинтовой установки 15000 л.с., скорость 190 узлов. Вооружение: спаренный 12,7-мм пулемет. Вместимость: 120 человек или БТР. Всего построено четыре единицы.
Экраноплан "Орленок"
Самые совершенные КВП меркнут перед техническим воплощением еще более изящной идеи - идеи экраноплана. Если корабль на воздушной подушке все же остается кораблем, то здесь уместнее говорить скорее о потомке самолета. Принцип движения экраноплана, открытый довольно давно, заключается в том, что подъемная сила крыла резко возрастает при движении на небольшой (порядка нескольких метров) высоте над поверхностью. Поэтому такому аппарату требуется в несколько раз меньшая мощность, чем настоящему самолету.
Опять-таки ясно, что наиболее предпочтительной и ровной поверхностью является вода, даже при небольшом волнении. Очевидно и то, что экраноплан с его огромной (несколько сот узлов) по сравнению с кораблем скоростью и большой вместимостью может служить отличным средством для доставки морской пехоты и военных грузов на берег. Однако при создании нетрадиционных средств "полета - мореплавания" от теории до ее практического осуществления лежит немало преград. Тем большего уважения заслуживает работа отечественных конструкторов, создавших несколько вполне боеспособных аппаратов, тогда как на Западе дело ограничивалось лишь небольшими моделями.
Опыты в СССР начались еще в 1962 году с "макетом", размеры которого просто ошеломляют - вес 540 т, длина 92 м! Тем не менее он нормально летал до аварии, случившейся в 1980 году. А спустя семь лет старт принял первый десантный экраноплан проекта 902, при взлетном весе 400 т способный перевозить до 900 человек! Но для крупносерийного производства избрали более скромный вариант (проект 904 "Дракон") весом 140 т. Его испытания начались еще в 1972 году. На пяти опытных образцах устанавливалось специальное оборудование, в частности, шасси для посадки на землю и носовая аппарель для выгрузки техники, выдвигавшаяся после того, как рубка (она же кабина экипажа) откидывалась набок. "Десантники" проекта 904 могли принимать 120 морских пехотинцев или 20 т груза. Планировалось выпустить целую стаю "драконов" - 120 единиц, увы, неурядицы "перестройки" и последовавший за ней распад государства прервали процесс на стадии готовности к серийному производству.
Можно только пофантазировать, какой эффект произвела бы сотня десантных экранопланов на натовских генералов. Сам факт возможности, пусть даже теоретической, доставки 15 000 человек на дальность почти в 1000 км со скоростью 190 узлов скорее всего сдвинул бы с места американский "застой" в области новой десантной техники. Наверное, последовал бы столь же дорогостоящий и технически передовой проект. Возможно, что к концу XX века десантные флоты передовых держав мира действительно напоминали бы те полуфантастические картины, которые рисовались авторами научно-популярных и технических журналов тремя десятилетиями ранее. Но с исчезновением СССР трудно ожидать полной замены традиционных десантных средств на экранопланы.
Экраноплан "Орленок" на приколе. Химкинское водохранилище. Москва, Химки.
Экраноплан-ракетоносец «Лунь»
Фотографии предоставил Игорь Морозов - морская пехота КСФ
|