Герой Российской Федерации гвардии майор Сергей Кузьминчук
«Лучше смерть, чем бесчестье» – девиз десантно-штурмового батальона 155-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты ТОФ говорит сам за себя. Недаром бригада с самого начала СВО действует на самых опасных направлениях: приморские «черные береты» первыми выдвигались из Белоруссии в сторону Киева, затем выполняли задачи в Мариуполе и участвовали в освобождении Лисичанска.
Сейчас бригада ведет ожесточенные бои под Угледаром. Все наши морпехи – настоящие герои, которые с первых дней противостояния показали всем нам пример мужества, храбрости и беззаветного служения Отечеству.
Один из таких людей – гвардии майор Сергей Кузьминчук, в начале спецоперации командовавший отдельным десантно-штурмовым батальоном 155-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота.
Звезду Героя России он получил за смелую и решительную операцию, проведенную его батальоном в непосредственной близости от Киева в самом начале СВО. И для нас огромной честью стало общение с Героем сквозь тысячи километров и несколько часовых поясов.
- Сергей, каким Вы были в детстве? И почему выбрали для себя именно военную стезю?
- Я не был пай-мальчиком. А военное училище – это в первую очередь дисциплина. Движение по жизни. И, что немаловажно во все времена, служба государева – это возможность обеспечить себя и свою семью.
Я родился в 1989 году во Владивостоке, детство пришлось на лихие 90-е годы – тяжелое время для государства, когда профессия военного была не самой престижной. В нашей семье не было кадровых военных, но родители привили правильные взгляды на жизнь. Именно по их совету я поступил в военное училище.
В 2006 году я стал курсантом Дальневосточного высшего командного училища (ныне – Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище, ДВОКУ) имени маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского в Благовещенске. Благодаря тому, что я отлично учился и был на хорошем счету у руководства, у меня была возможность самому выбирать место дальнейшей службы.
Я отправился служить на родину: в 155-ю отдельную бригаду морской пехоты ТОФ. Здесь и прошел путь от командира взвода до командира отдельного десантно-штурмового батальона.
- Самые запомнившиеся места командировок за это время? Чем приходилось заниматься?
- Были командировки в Сирийскую Арабскую Республику, где наши вооруженные силы вели борьбу с международным терроризмом, и в Нагорный Карабах – в составе российского миротворческого контингента.
Есть две враждующие стороны. А мы между ними, чтобы не допустить эскалации. Успокаиваем одних, успокаиваем других. Или предостерегаем от необдуманных действий. Помимо разведения армянских и азербайджанских формирований и сопровождения гуманитарных колонн, миротворцам из Приморья приходилось решать и нестандартные задачи.
Карабах – регион аграрный, и здесь никого не удивишь стадом коров. Неудивительно и то, что иногда они заходят на минные поля... Приходилось выгонять животных оттуда. Кроме того, миротворцы обеспечивали сбор урожая на спорных территориях, где мог быть без предупреждения открыт огонь по мирным жителям.
Мы справились со всеми задачами, которые перед нами стояли. Если бы в Карабах не вошли российские миротворцы, то войну некому было бы остановить. Мы спасли жизни многих мирных людей, которые ни при каком раскладе не готовы были покинуть свою родную землю.
- Как для Вас началась специальная военная операция?
- Ранним утром 24 февраля 2022 года наш батальон одним из первых вошел на территорию Украины. Первые впечатления были неоднозначные. Волнение, какой-то ажиотаж, но ни капли сомнений. Основная трудность была - это мирное население, мы не знали, как они к нам относятся. Мы не знали дорог, приходилось быстро ориентироваться на местности. Но я был полностью уверен в своем подразделении и в правильности действий. Есть приказ, и его надо выполнить.
- Можно рассказать поподробнее о том случае в марте 2022 года, после которого Вас представили к самой высокой награде – Звезде Героя России?
- Мы получили приказ войти в один из населенных пунктов Киевской области, блокировать основные дороги и создать условия для продвижения главных сил. Сложность заключалась в том, что населенный пункт, который нам предстояло взять под контроль, находится на небольшом возвышении буквально в чистом поле, где все просматривается на километры вокруг.
Вдобавок здесь протекает река с крутыми берегами, которую почти невозможно преодолеть тяжелой технике. Зайдя в село, батальон без потерь овладел первой линией обороны противника. На тот момент соотношение сил было 1 к 3 – разумеется, не в нашу пользу. Позже враг стянул для обороны Киева наиболее боеспособные части, сделав свое численное преимущество еще более внушительным.
Однако поставленная батальону задача – обеспечить продвижение основных сил – была выполнена. Наш батальон обеспечил наводку наплавного моста через водную преграду, а также нанес существенный урон технике и личному составу ВСУ. В результате противник был лишен возможности наблюдения за переправой, и мы позволили основным силам внезапно выйти в тыл врага, удерживая оборону в течение трех суток.
- Какие мысли были во время той операции?
- Мысли при подготовке к каждой задаче всегда начинались с одного и того же, по крайней мере у меня, – смирение, что это может быть последний выход. Во время каждой операции я думаю только о выполнении поставленной задачи, постоянно анализирую обстановку со сменой тактики действий (чтобы не прочитали), забочусь о сохранении жизни и здоровья подчиненных. Мотивация такая: или мы, или нас.
- Что думаете о противнике?
- Они воюют грамотно, уступать города и села без боя не будут. Но победа все равно будет за нами, я в этом полностью уверен! И не только потому, что наша армия сильнее. Менталитет русского человека таков, что мы к врагу, несмотря на все его злодеяния, относимся по-человечески. Мы совсем иначе ведем себя с их пленными, чем они – с нашими. Не зверствуем. Нацизм на Украине – это не выдумки пропагандистов, а жестокая реальность. В одном из населенных пунктов Киевской области, где мы располагались, есть улица Бандеры!
Мы заходили в брошенные дома и видели фотографии пожилых людей в нацистской форме. Местное население как будто «перепрошили», и самое интересное, что этому подвержены именно люди более старшего возраста.
- Что почувствовали, получив звание Героя России?
- Церемония прошла на командном пункте группировки «Восток» неподалеку от линии боевого соприкосновения. Награду мне вручал лично министр обороны РФ, генерал Армии Сергей Шойгу. Но я считаю, что золотая звезда Героя – это награда всего моего подразделения!
Звание Героя РФ определенно накладывает много обязанностей, основные из них: быть примером для молодого поколения, помочь в правильном, патриотическом, воспитании детей, молодежи и наших воинов.
Сейчас большинство моих сослуживцев продолжает выполнять боевые задачи, и я очень переживаю за каждого из них. К сожалению, состояние здоровья не позволяет продолжить военную службу, но я нахожусь в постоянном контакте со своим батальоном, помогаю организовывать доставку на фронт необходимых вещей и оборудования.
Мне постоянно звонят люди и организации, которые спрашивают, чем помочь бойцам на передовой. Созваниваюсь с ребятами, узнаю, что необходимо, помогаю координировать эту работу.
Поддерживаем и семьи погибших товарищей, помогаем в решении хозяйственных вопросов. Для тех, кто сейчас продолжает борьбу с врагом, очень важна поддержка со стороны государства и общества. Причем речь не только о социальных гарантиях для военнослужащих и их семей. Даже самые обычные вещи, которые «на гражданке» кажутся неотъемлемой частью быта, в боевых условиях ценятся на вес золота.
Был случай в самом начале СВО, когда у одного из подразделений сгорели все личные вещи – буквально, ни носков, ни зубных щеток. Надо ли объяснять, как радовались бойцы посылкам с этими предметами из родного края?
Первые посылки мы получили еще в марте 2022 года. Это было неожиданно и настолько придавало уверенности, настолько поддерживало наш боевой дух! Особенно «брали за душу» детские письма, которые нам доставили вместе с посылками. Прочитав их, ты понимаешь, что люди, которые находятся здесь, в тылу, верят в победу, ждут и надеются. И осознаешь, что за твоей спиной стоят женщины и дети, которых надо уберечь. Добавлю, что жены бойцов - тоже герои: они хранят домашний очаг, переживают и ждут возвращения мужей с победой.
- Что для Вас означает быть морским пехотинцем? Командиром?
- Командир обязан предвидеть тактику действий противника, беречь свой личный состав, уважать своих бойцов, быть уверенным в своих действиях и бесстрашным в глазах подчиненных.
А быть морским пехотинцем – это для меня огромная честь! Всем своим ребятам желаю вернуться домой живыми и здоровыми! И мирного неба над головой нам всем поскорее.
Татьяна МУРУСИДЗЕ Фото из архива С. Кузьминчука
t.me/MorskoyDesantRF |