

Застывшие слёзы подвига: ветераны советского флота превращают валуны в «камни памяти»
В Москве почтили память моряков-черноморцев, сражавшихся в 1943 году на Малой Земле — легендарном плацдарме под Новороссийском.
В память о героях на площади имени Героя Советского Союза Цезаря Куникова установили монумент памяти «Застывшие слезы матери Беларуси — по своим сыновьям». Подробности «Моей Околице» рассказал главный координатор международного движения ветеранов ВМФ СССР «Морское братство – нерушимо!» Арсений Крицкий.
Правильным курсом
Арсений Крицкий — старший сержант запаса. Служил в спецназе морской пехоты Тихоокеанского флота, прошел четыре боевых операции. Во время службы получил ранения и был контужен. «Сошел на берег», оформил пенсию, но скучал недолго. Морпех поселился в Геленджике и нашел там единомышленников, увлеченных историей флота. Служба продолжилась – просто дислокация и формат поменялись.
Городской Совет ветеранов под руководством Крицкого в 2024 году признали лучшей ветеранской организацией в СНГ. Арсения Борисовича пригласили в Москву – в знак признания общественных заслуг. В День памяти и скорби, отмечаемый 22 июня, он стал участником мемориальных мероприятий в Александровском саду. В числе других ветеранов был представлен верховному главнокомандующему. Путин пожал Крицкому руку.
Рукопожатие было крепким, как и уверенность Крицкого в правильности выбранного курса.
Рамки городской организации Крицкому тесны. Он яркий, деятельный, энергии на десятерых хватит. Поэтому легко сочетает несколько общественных должностей и постов. Во Всероссийской общественной организации морских пехотинцев «Тайфун» наш земляк — первый заместитель председателя. В международном (российско-белорусском) движении ветеранов ВМФ СССР «Морское братство – нерушимо!» — главный координатор.
По натуре Крицкий – пытливый исследователь. Раскопал, что семья по отцовской линии — потомки белорусов Причерноморья. Интерес к братской Республике и истории флота, общение с братьями-моряками со временем и запустило проект, о котором все заговорили.
Основа памяти
Моряков из бывших советских республик объединили общие цели и сотрудничество: поисковая работа, патриотические акции, создание летописи подвигов флота, а также увековечение героических событий.
И вот то, о чем Крицкий говорил, как о планах, воплотилось в реальности – недавно он снова побывал в Москве как один из авторов проекта «Камни памяти». Камень памяти «Застывшие слезы матери Беларуси — по своим сыновьям» установили на площади Цезаря Куникова. Валун, привезенный из Беларуси, стал символом нерушимой дружбы наших народов. Но он вовсе не первый.
Движению «Морское братство — нерушимо!» в этом году исполняется 15 лет. Важной вехой его истории стала установка памятника «Морякам земли белорусской от благодарной России». В 2012 году он был воздвигнут в историко-культурном комплексе «Линия Сталина» в Беларуси.
— Белорусская военно-морская история пробивается в наше время тонким пунктиром, — считает Арсений Борисович. А ведь без стратегического таланта уроженца Барановичей Георгия Холостякова могло и не сложиться героической истории плацдарма «Малая земля» в 1943 году. Беларусь дала русскому флоту более 70-ти адмиралов, тысячи белорусов служили в советском и российском флоте
Недоразумение исправили. Основой для памятника стал ледниковый валун, их в Республике много.
А потом кто-то сказал, что эти валуны похожи на слезы. Так родилась идея камней памяти, ― рассказал Арсений Крицкий.
Дальше – больше. Камень, украшенный якорем или иным флотским элементом, – выразительный и бюджетный. Так и пошло… За 15 лет моряки установили около 60 таких памятников в России и Беларуси. Недавняя церемония в Москве лишь закрепила традицию.
К 27 ноября, Дню морской пехоты, такие камни памяти будут воздвигнуты в Новороссийске и Кронштадте. А далее в Бешенковичах, Краснодаре, Геленджике, Самаре, Тольятти и других городах, где закалялось мужество и морское братство.
По мнению моряков памятные знаки необходимы, ведь свойство человеческой памяти – забывчивость. Морпехи – против забвения!



Самое дорогое
Возникает, однако, неловкий вопрос. У нас что, своих камней нет, зачем из Беларуси везти? Таких – нет! Камни особенные. И наш рассказ не будет полным, если не упомянуть об их уникальности.
По одной из версий валуны, во множестве разбросанные по белорусской земле, – в лесах, полях, городах, деревнях — ведут происхождение от Скандинавского полуострова. Это удивительные следы истории природы нашей планеты. В незапамятные времена они были оторваны от горной гряды, принесены и брошены мощным течением, затем покрыты огромным ледником и отшлифованы водами тающего льда. Земля пережила несколько циклов, которые принято называть ледниковыми эпохами. Точной датировки возраста каменных глыб нет. Понятно только, что они ужасно древние и нездешние.
Издревле этим валунам приписывали мистические свойства, им поклонялись язычники. В наши дни некоторые из них превратились в арт-объекты. Часть валунов в Беларуси приняты под охрану государства, как представляющие историко-культурную ценность. Церковь также обратила на них внимание. Валуны, выбранные для основы памятных знаков, обязательно проходят обряд освящения. Белорусы делятся с нами самым дорогим – своими святынями.
Камень, неважно, какая у него история, — тождество единства и силы. Ведь недаром из былин до нас дошла присказка: «В камень стрелять – только стрелы терять». Но камни, которые моряки придумали превращать в памятники, действительно, очертаниями похожи на слезы. И нет ничего на свете тяжелее одной слезинки матери, оплакивающей своего ребенка.
Простота и символичность камней памяти трогают сильнее виньеток и позолоты.

К сокровищам морского наследия: патриот с кубанским характером
Арсению Борисовичу Крицкому пожал руку Президент России Владимир Путин. Это случилось 22 июня, в День памяти и скорби, на церемонии возложения цветов к Могиле Неизвестного солдата
Подготовила Светлана Лазебная. |