Капитан Максим Ткаченко
ОТДЕЛЬНОМУ 727-й батальону морской пехоты (в\ч20264) Каспийской флотилии, дислоцирующемуся в Астраханской области, по плану батальонно-тактического учения предстояло выполнить задачу по противодесантной обороне (ПДО). В ходе БТУ планировалось отработать действия по отражению агрессии со стороны сопредельного государства, войсковая группировка которого «вторглась» на территорию Российской Федерации с целью «захвата» плацдарма на волжском берегу.
Сведения о том, на каком участке береговой черты «противник» планирует совершить высадку своих подразделений, отсутствовали. Известны были только день и час начала высадки. Батальону «северных» предстояло как можно точнее определить наиболее вероятное направление его высадки. Задача эта была непростая, так сказать, со многими неизвестными, требовавшая не только хорошей тактической подготовки командования батальона, но и умения мыслить за «неприятеля». Дать оценку обстановке и подготовить рекомендации для выработки командирского решения было поручено наиболее подготовленному офицеру - заместителю командира батальона капитану Максиму Ткаченко…
ВЫПУСКНИКА ДВВКУ 2005 года лейтенанта Максима Ткаченко в кадровом органе Каспийской флотилии встретили вопросом: «Готовы ли вы к прохождению военной службы на территории Республики Дагестан?» И Максим искренне признался: «Я только об этом и мечтаю».
Он получает назначение в 77-ю отдельную гвардейскую бригаду морской пехоты, дислоцировавшуюся в Каспийске.
Для лейтенанта, не искавшего синекуры, служба в 77-й бригаде была настоящим везением. Ведь это соединение было сформировано в 2000 году специально для ведения антитеррористических действий на Северном Кавказе. Почти все военнослужащие бригады в период с 1999 по 2004 год в составе батальонно-тактических групп (БТГ) прошли горнило боёв с боевиками Басаева и Хаттаба в горах Чечни и Дагестана.
Хотя молодому лейтенанту воевать не довелось, зато его первыми командирами и боевыми наставниками оказались авторитетнейшие офицеры, отмеченные государственными наградами за мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Начальник оперативного отделения — заместитель начальника штаба соединения Герой России полковник Владимир Белявский, его подчинённые кавалер ордена Мужества подполковник Ильгиз Имашев, майор Павел Зеленский и другие офицеры стремились передать молодым командирам звена «взвод – рота» весь свой опыт, кровью и потом добытый в схватках с боевиками. Суть школы Белявского сводилась к тому, чтобы научить молодых командиров успешному ведению боевых действий в горно-лесистой местности против превосходящих сил противника таким образом, чтобы избежать боевых потерь. То есть научить их бить врага не числом, а умением. Именно так и умел воевать Владимир Анатольевич.
И молодой офицер Максим Ткаченко как губка впитывал уроки ветеранов бригады. Он в полной мере освоил тактику ведения активных боевых действий в горах малыми группами в полном отрыве от основных сил и даже в окружении против вдвое-втрое превосходящего по численности «противника». Всего за два с половиной года Ткаченко вырос в должности от командира взвода до заместителя начальника штаба батальона морской пехоты.
К большому сожалению, эта бригада была расформирована в декабре 2009 года. Некоторые офицеры соединения вынуждены были многие месяцы ждать решения своего кадрового вопроса, находясь в распоряжении командования. К счастью, Ткаченко чаша сия миновала, потому что в 2008 году он был переведён на должность командира роты в батальон, дислоцирующийся в Астраханской области.
НАЧИНАЯ с 2008 года в батальоне сменился не один комбат. В марте 2012-го в должность командира части вступил майор Алексей Яковенко, прибывший по ротации с Тихоокеанского флота. Под его командованием ОБМП значительно повысил тактическую и огневую выучку, на более высокий уровень поднялась и его воздушно-десантная и морская десантная подготовка. В результате батальон показал высокий уровень боевой подготовки в ходе проведения СКШУ «Кавказ-2012». По представлению Яковенко на должность заместителя командира части был назначен капитан Ткаченко, ранее отлично зарекомендовавший себя в должности ротного.
Когда Яковенко летом 2013 года убыл на учёбу в академию, батальон не остался без присмотра. В дни вынужденного отсутствия вновь назначенного на должность комбата майора Трегубова роль командира части уверенно исполнял Максим Владимирович. Как раз в августе и сентябре личный состав батальона усиленно готовился к батальонно-тактическим учениям…
И всё же практика показывает, что результаты, достигнутые в конце учебного года батальоном, укомплектованным в основном контрактниками (дислоцируется в Дагестане), не столь уж сильно отличаются от показателей «астраханского» батальона. Командованию этого ОБМП удаётся выдерживать планку боевой подготовки на должной высоте, за три месяца сформировать из вчерашних новобранцев вполне подготовленных морпехов. Но добиваться этого приходится при условии высочайшего напряжения всех сил командиров рот и взводов, неотлучного пребывания на полигоне. Трудно переоценить и вклад в общее дело боевой готовности заместителя командира батальона, несущего персональную ответственность за боевую готовность части.
В ХОДЕ РАБОТЫ в составе управления батальона по организации противодесантной обороны капитану Ткаченко очень пригодились та школа боевого опыта, которую ему довелось пройти под руководством полковника Владимира Белявского за годы службы в 77-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты. Ведь нужно было не только вычислить направление высадки десанта «южных» и упредить их в захвате плацдарма, но и силами батальона организовать противодесантную оборону (ПДО) против наступающей бригады. Причём организовать ПДО необходимо было таким образом, чтобы избежать потерь в ходе предстоящего боя. «Как это сделать, думай, капитан!» - приказал сам себе Максим.
Капитаном Ткаченко работа за «южных» по определению направления вероятной высадки проводилась с учётом глубины и течения Волги в предполагаемом месте, высоты берега прилегающих к нему высот, наличия складок местности на берегу, удобных для организации обороны как со стороны реки, так и с флангов и переднего края «северных», организации противовоздушной обороны, РХБЗ и других видов боевого обеспечения.
После рекогносцировки Ткаченко обратился к карте. И вдруг сразу для себя, как в той детской игре «холодно – тепло», увидел искомую точку на ней. В общем-то Максим Владимирович с определением направления места высадки группировки «южных» не ошибся. Организатор учения в лице начальника отдела морской пехоты и береговых войск флотилии подполковник Имашев и комбат майор Трегубов выкладки Ткаченко одобрили. На их основе было выработано решение командира части.
В ХОДЕ проведения БТУ батальон впервые совершил более чем 300-километровый марш. С ходу форсировав Волгу, морпехи в течение ночи сделали всё, чтобы до рассвета организовать оборону плацдарма с подготовкой укрытий и окопов, основных и запасных огневых позиций для САО и бронетранспортёров, огневых точек. Кроме того, ими был выполнен большой объём работы по маскировке позиций.
А уже утром следующего дня батальон отражал удары с воздуха и атаки наземных войск «южных», поражая его живую силу и огневые средства точным огнём самоходных орудий, ПТУРСов, всех видов стрелкового оружия. Успешно выполнив поставленную задачу, батальон, вновь форсировав водную преграду, совершил марш в обратном направлении. В общей сложности ОБМП преодолел 700 километров по сухопутью, дважды форсировал 900-метровую водную преграду. При этом случаев выходов из строя военной техники и вооружения, травм и несчастных случаев среди личного состава допущено не было.
Успешное выполнение задач батальонного тактического учения, ставшего хорошим завершающим аккордом 2013 учебного года, - это заслуга не только командира батальона, но и его заместителя – капитана Максима Ткаченко, много сделавшего для принятия грамотного решения по организации противодесантной обороны ОБМП.
Автор Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда». Фото автора |