Ротное тактическое учение с боевой стрельбой прошло в условиях, максимально приближенных к реальным
В Камчатской бригаде морской пехоты считают, что «чёрные береты» должны уметь действовать в любых погодных условиях и предложенных ситуациях, независимо от того, по какому сценарию эти ситуации развиваются. Поэтому к каждому учению разрабатывается отдельная легенда манёвров со своими традиционными задачами и неожиданными вводными. Ротное тактическое учение с боевой стрельбой, которое недавно прошло на полигоне Радыгино, не стало исключением.
Прежде чем морпехи с головой окунулись в жаркую боевую работу, они изрядно разогрелись. Одна из рот совершила 36-километровый марш-бросок на лыжах до полигона. Другие подразделения в глубоком снегу ударными темпами подготовили укрытия для личного состава и боевой техники.
По легенде рота капитана Александра Иванова осуществляет охрану и оборону объектов стратегического назначения. В этой связи выставлены сторожевые посты. Незаконные вооружённые формирования пытаются произвести разведку с целью последующего уничтожения важных объектов и инфраструктуры. Морпехи обнаруживают неприятеля. Завязывается бой...
– Одна из задач морской пехоты – охрана и оборона особо важных объектов, – рассказывает командир батальона майор Владимир Самойлов. – Поэтому личный состав совершенствует навыки действий в подобных обстоятельствах. А боевая стрельба по мишеням реально показывает, кто и как владеет штатным оружием и техникой.
На полигоне разыгралась нешуточная баталия: сторожевые посты вступают в схватку с противником. По легенде бандформирования передвигаются на нескольких автомобилях повышенной проходимости. Командир взвода принимает решение на нескольких МТ-ЛБ(в) выдвинуться навстречу противнику и нанести ему огневое поражение из крупнокалиберных пулемётов.
«Металлы» (так между собой в бригаде называют МТ-ЛБ(в) заслуживают отдельного разговора. Транспортное средство морских пехотинцев хоть и создано в 1960-х годах, и сегодня остаётся надёжным и практически незаменимым в условиях Крайнего Севера и островных территорий Северо-Востока России. Бронетранспортёр способен, в частности, перевозить отделение морской пехоты вместе с грузом до 2 тонн по снежной целине глубиной от полутора до двух метров. В этом мы лично убедились на полигоне. Там, где человек может с головой провалиться в снег, «металл» благодаря своим техническим и конструктивным особенностям спокойно продвигается.
Тем временем в дело вступают «Утёсы». Пули калибра 12,7 мм буквально в щепки разносят мишени, имитирующие автомобили террористов, заставляя последних спешиться. Перегруппировавшись, они наращивают силы и снова переходят в наступление. В результате плотного огня морпехи «несут потери».
– Рота – это боевая единица, способная самостоятельно вести боевые действия, – говорит начальник штаба батальона морской пехоты капитан Павел Морозов. – На учении создаётся мишенная обстановка, по которой командир роты принимает решение на использование тех или иных огневых средств, производит манёвр имеющимися силами и средствами. Конечный результат зависит от мастерства командира роты и профессиональных навыков его подчинённых.
«Тополь-20» – «Ястребу»! Сторожевые посты несут потери, – докладывает на командный пункт капитан Иванов. – Принял решение сторожевым постам отойти на основные позиции».
Получив «добро», морпехи совершают откат на заранее подготовленные позиции. Открываются створки люков, и из чрева МТ-ЛБ(в) на заснеженную целину высыпается отделение «чёрных беретов». По команде бойцы занимают места в окопах. В этот момент поднимаются ростовые мишени, и взвод открывает прицельный огонь по «врагу». То и дело меняется мишенная обстановка – в поте лица работает подразделение обеспечения полигона. Там и тут появляются «расчёты» пулемётов, гранатомётов, а также мишени, имитирующие полевых командиров и связистов. Эти цели необходимо уничтожать в первую очередь. И «чёрные береты» с задачей справляются.
Конечный результат зависит от мастерства командира роты и профессиональных навыков его подчинённых
«Ястреб» – «Тополю-20»! С правого фланга противник осуществляет перегруппировку сил, вероятна угроза попытки вклинивания во фланг, – звучит очередная вводная комбата. – Огнём из подствольных гранатомётов уничтожить противника!»
Через мгновение на правом фланге обороны морпехов раздаются характерные хлопки, и сорокамиллиметровые выстрелы ГП-25 осколками накрывают «неприятеля». Но обезумевшие «террористы», не собираясь сдаваться, с маниакальным упорством продолжают идти вперёд и почти вплотную подходят к укреплениям морпехов. По окопам пробегает команда «Приготовить гранаты!». Обороняющиеся все как один выдёргивают кольца с предохранительной чекой из Ф-1. Затем раздаётся: «Гранатой огонь!» Снаряды летят за бруствер, осколками поражая мишени. Противник откатывается назад. Наступает переломный момент.
Чтобы развить успех, командир роты принимает решение задействовать резерв. С правого фланга в центр беспорядочно отступающего неприятеля врезается третий взвод морпехов. Выбрасывая в небо облака едкого солярочного дыма, вездеходы морской пехоты с ходу, совершив поворот «все вдруг», идут в наступление. «Чёрные береты» быстро покидают «металлы» и, рассыпавшись в цепь, открывают огонь. Гранатомётчики то и дело ахают из своих РПГ-7 весьма эффективными в бою с живой силой на открытой местности осколочными выстрелами. Снова крепко «достаётся» мишеням.
Командир батальона майор Владимир Самойлов отмечает, что рота с поставленной задачей справилась успешно. По его мнению, на этапе боевой стрельбы личный состав показал уверенные и результативные действия, несмотря на то, что некоторые трудности создавал высокий снежный покров.
Построившись в походную колонну, все «металлы» подразделения выдвигаются в полевой парк. Короткий камчатский день потихоньку угасает. Полигон засыпает под колыбельную ветра. Морпехи возвращаются в свой полевой лагерь...
Петропавловск-Камчатский |