Для гвардии сержанта контрактной службы Валерия Иринархова ярким впечатлением от пребывания в Сирии стало то неподдельное радушие, с которым местные жители относятся к нашим военным, ко всем россиянам.
– Нас, русских, там действительно любят, – говорит Валерий. – С кем бы ни доводилось общаться, каждый благодарил за помощь, выражал дружеские чувства, свои симпатии к нашей стране. В Сирии мы сопровождали гуманитарные конвои, обеспечивали их сохранность и защиту. Поездили немало, и ни разу не сталкивались с неприязнью со стороны местных жителей. Встречали нас, как правило, не только взрослые, но и дети, которых мы старались угостить чем-то вкусненьким: делились конфетами, шоколадками из своего пайка. В одном из городов запомнилась маленькая девочка. Она шла с родителями. Увидев нас, остановилась, широко улыбнулась и сказала: «Руся люблю!» Меня это очень тронуло. Может, ещё и потому, что у меня самого маленький ребёнок.
Наследнику, Алексею Валерьевичу, скоро исполнится пять. Он уже примеряет чёрный папкин берет и, возможно, со временем тоже станет морским пехотинцем. Когда же его папа впервые оказался в Сирии, Лёхи ещё не было на белом свете.
Валерий тогда работал мотористом на танкере «Кола». За плечами были годы учёбы в кадетском корпусе и техникуме, а впереди – призыв на военную службу. В сирийском порту Тартус танкер пополнял запасы воды и продовольствия, там-то и состоялось первое знакомство Валерия с далёкой южной страной. А ещё он в этом плавании подружился с морскими пехотинцами, находившимися на борту судна для защиты от морских пиратов. Когда уже его самого призывали на службу, Валера напросился в морскую пехоту. Служить попал в тот самый взвод, на базе которого и формировались антипиратские группы.
Несколько раз гуманитарные конвои, которые сопровождали морские пехотинцы, обстреливали экстремисты
Через две недели после призыва он выполнил свой первый прыжок с парашютом. Пробыв на полигоне до конца осени, вернулся оттуда командиром отделения. Вскоре подписал контракт. Родные Валерия это решение поддержали. А иначе, наверное, и быть не могло. Дед, полковник запаса, заслуженный лётчик-испытатель России, когда-то командовал в Балтийске эскадрильей Бе-12, потом работал в ОКБ Ильюшина. Отец служил связистом, мама служит и сегодня – радиотелеграфистом в роте связи.
– В 2012-м я участвовал в «Балтопсе» – натовских военно-морских учениях. Это был последний год, когда нас туда приглашали, – рассказывает Валерий. – Было интересно и познавательно. Мы тогда побывали в Польше, Германии, Франции, Нидерландах. Общались с западными коллегами и легко находили с ними общий язык. На стратегическом учении «Запад-2013» я был заместителем командира радиорелейного кабельного взвода. Мы обеспечивали связь между подразделениями и работу видеоконференций, позволявших руководителям страны и Вооружённых Сил в режиме реального времени наблюдать за высадкой морского десанта.
Не менее памятным событием стала и командировка в Сирию. Приветливые люди, красивые пейзажи и тут же – разруха, беженцы. Несколько раз на гуманитарные конвои, которые сопровождали морские пехотинцы, налетали террористы: из подскочившего джипа или фургона раздавалась пулемётная очередь, и тут же бандиты стремительно уезжали, ввязываться в бой не решались.
– Кроме сопровождения конвоев ходили в наряды по охране авиабазы, – продолжает свой рассказ Валерий. – Днём до плюс пятидесяти в тени, ночью – пятнадцать. Жить в общем-то можно, тем более что быт на авиабазе налажен хорошо: палатки с кондиционерами, отличное питание, в рационе всегда свежие фрукты и овощи. В чайной можно купить и колбасу, и мороженое.
По возвращении из Сирии Валерий поступил в вуз, учится теперь заочно на юриста. В следующем году планирует приобрести по военной ипотеке квартиру. Военная служба, говорит, это всерьёз и надолго. Если потребуется, готов снова поехать в далёкую южную страну, где искренне любят Россию, надеются на неё, и которой сегодня так нужна наша помощь.