Парашют – это средство доставки десантника к месту выполнения боевого задания, а не экстремальная забава – с таких слов каждый раз начинается курс парашютно-десантной подготовки молодого пополнения в гвардейской Белостокской бригаде морской пехоты.
За сорок часов учебного времени инструкторы соединения готовят вчерашних мальчишек к первому прыжку.
– В процессе обучения, – рассказывает помощник командира бригады по парашютно-десантной подготовке гвардии майор Сергей Маркевич, – проходит комплексная проверка всех личностных качеств морских пехотинцев, в чьи обязанности входят прыжки с парашютом, начиная от фактического состояния здоровья и физического развития до готовности к преодолению психологических нагрузок. Обучаемым даётся право выбора. К парашютам допускаются лишь те, кто хочет прыгать.
Следует отметить, что за многие годы в соединении случаев отказа от прыжка ни разу не было. В подразделения часто приходят те, кто уже занимался парашютным спортом до призыва на службу и даже имел спортивные достижения. Взять, к примеру, гвардии матроса Евгения Солтанова. В морскую пехоту он пришёл перворазрядником по парашютному спорту. Теперь стал асом и в десанте.
Гвардии матрос Вячеслав Стрэтилэ с юношеских лет занимался парашютным спортом. Высоких спортивных достижений до призыва не имел, но, по оценкам опытных инструкторов, у парня есть реальные возможности развить способности. Другими словами, результата достигают те, кому в радость полёт под куполом парашюта. А такими энтузиастами и укомплектованы подразделения.
Особенно ценным в данном случае можно считать мнение гвардии майора Сергея Маркевича. У него самого в активе более двух сотен прыжков.
– Ныне такие парни, как Евгений Солтанов и Вячеслав Стрэтилэ, приходят в морскую пехоту всё чаще, – характеризует своих подчинённых Маркевич. – Подобно им, с каждым годом всё больше и больше гвардейцев выбирают своей профессией службу в морской пехоте по контракту.
Ежегодно каждый из морпехов совершает от десяти до пятнадцати прыжков с парашютом. Этого достаточно, чтобы набраться опыта и определиться с дальнейшим выбором. Но если у парня иные жизненные цели и ориентиры, то год службы всё равно серьёзно влияет на мировоззрение. И самое главное, молодые люди начинают понимать, что многое в жизни зависит только от них самих. Осознание этого приходит на первых занятиях по парашютно-десантной подготовке. Даже техника укладки парашюта располагает к такому выводу. Правильно уложить парашют – значит обеспечить себе безопасность в небе. Вот почему укладка проводится до тех пор, пока боец не получит нужный результат. В этом случае развиваются внимательность, ответственность, техническая грамотность. Параллельно бойцы изучают теорию. Она уходит корнями в школьную физику: закон Галилея, законы аэродинамики, не говоря уже об устройстве парашюта. Зачем такая углублённая теоретическая подготовка? Да затем, что каждый матрос должен знать и понимать свой манёвр. Ведь при прыжках с парашютом мелочей не бывает.
Для отработки техники свободного падения ввели в действие аэродинамический тренажёр, на котором морские пехотинцы учатся управлять своим телом в полёте
Готовя бойцов к первому прыжку, руководители занятий акцентируют внимание обучаемых на том, что прыжок не самоцель. Главное при десантировании – выполнение боевой задачи. Вот почему каждый покинувший самолёт морской пехотинец обязан приземлиться в готовности к бою. А для этого необходимо освоить приёмы поведения в воздухе.
Надо сказать, что учебная база парашютно-десантной подготовки в бригаде морской пехоты постоянно расширяется. Недавно для отработки техники свободного падения ввели в действие аэродинамический тренажёр, где матросы учатся управлять своим телом в полёте.
Учебный процесс идёт непрерывно – от простого к сложному. Для многих молодых гвардейцев теория оказалась не менее сложной, чем сам прыжок. Даже отделение от летящего самолёта бойцы отрабатывают много раз на тренажёре.
Далее становится всё интересней. Техника стабилизации свободного падения требует тренировок вестибулярного аппарата, физической выносливости. Под руководством инструкторов гвардии старших прапорщиков Павла Мазавина и Андрея Мощенского гвардейцы осваивают технику предупреждения схождения, подачу команд в воздухе, подготовку к приземлению. Следует отметить, что именно эти навыки, отработанные в период подготовки к первому прыжку, в дальнейшем будут оттачиваться до филигранной точности, чтобы обеспечить безопасность в момент приземления.
– Парашютная подготовка как один из важнейших видов боевой подготовки морского пехотинца проводится на протяжении всей их службы, – поясняет гвардии майор Сергей Маркевич. – Обучаемые освоят ночные прыжки, прыжки с различных видов летательных аппаратов и даже ведение огня из положения в воздухе. Кому-то это покажется всего лишь романтичным занятием в течение года службы, но найдутся и такие, кто примет всё как серьёзную науку и посвятит ей всю жизнь. Здесь показателен пример гвардии матроса Владимира Костаровского, который, прослужив год, стал курсантом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В. Маргелова.
- Автор Юрий ШЕВЧЕНКО.