Хотя первые недели сентября остались далеко позади, можно с уверенностью сделать вывод, что все категории военнослужащих Евпаторийского морского инженерного полка (68-й отдельный морской инженерный полк в/ч 86863 командир полковник Алексей Баглаенко) продолжают жить в ритме, заданном грандиозным событием – стратегическим командно-штабным учением «Кавказ-2016».
То и дело от КПП части курсом на восток Крыма отправляются (и возвращаются с полигона Опук) различного назначения автомашины, подразделения. В штабных помещениях полка и батальонов за экранами мониторов, в донесениях, фотоотчётах анализируются эпизоды «Кавказа», и полученный опыт продолжает развитие в планах занятий, полевых выходов грядущего учебного года.
В один из наиболее важных и впечатляющих моментов учения заместитель командира полка подполковник Анатолий Сысоев находился в эпицентре событий на палубе большого десантного корабля «Саратов». Корреспондент «Флага Родины» обратился к офицеру с просьбой дать оценку значению учения для морских инженеров, рассказать подробности боевых эпизодов.
заместитель командира полка подполковник Анатолий Сысоев
Точка зрения Анатолия Владимировича такова: в ходе учения инженеры приобрели огромный боевой опыт, получили практические навыки использования оружия и техники вместе с другими частями флота, сумели опробовать новые способы действий подразделений в нештатных боевых ситуациях. Так, впервые с целью противодесантного оборудования акватории и берега одновременно действовали подвижные отряды заграждения на вертолётах ВМР (вертолётный минный раскладчик), плавающих транспортёрах и гусеничных минных заградителях.
Ведь именно на тренировках и в ходе таких масштабных учений у морских инженеров и авиаторов есть возможность реально отработать все операции и нормативы подготовки сложной техники.
Ещё более прочно закрепили навыки десантирования с борта вертолёта морские инженеры группы разграждения, возглавляемые старшим лейтенантом Игорем Григоренко.
По главному правилу военной науки «делай, как я» довелось в те сентябрьские сутки действовать в небольшом расчёте на палубе корабля и самому подполковнику А. Сысоеву.
Вводная подготовить установки разминирования УР-83П (переносная) для применения с десантных кораблей при подходе их к заминированному урезу воды поступила вечером накануне боевой фазы учения.
В штатном варианте эта боевая техника применяется на суше, из окопа: выполняется необходимая подготовка и производится залп реактивного заряда для проделывания безопасного коридора на заминированном участке. А вот чтобы с палубы корабля, на ходу, при вибрации и других видах внешнего воздействия – такого ещё не было. – Огромную помощь, – это слова самого собеседника, – в выполнении поставленной задачи оказал командир БДК «Саратов» капитан 2 ранга Виктор Марчишин.
Совместными стараниями моряков-десантников и морских инженеров были осуществлены необходимые расчёты и работы, предусмотрены меры безопасности. Так, для предотвращения прожигания палубы установку обложили мешками с песком. Проверили линии связи боевых постов с тем, чтобы в момент атаки залп с корабля не создал опасной ситуации для низколетящих штурмовиков и вертолётов
Как здесь не вспомнить пример черноморцев при освобождении в 1943 году главного порта Кавказа – Новороссийска. Умельцы флота, моряки и морпехи повергали противника в панику, взламывали его оборону на море и суше нежданным применением с палубы кораблей реактивных и обычных минных установок, залпами торпед.
Следует отметить, что такая же работа проводилась и на остальных кораблях десанта. А в гулких твиндеках первыми перед стальными «воротами» – аппарелями ждали своей минуты бронированные, гусеничные установки разминирования – боевые машины УР-77 из подразделения старшего лейтенанта Александра Батаева. Переносные и механизированные установки находятся в заведовании этого офицера.
Старание в подготовке сапёров и отвага Александра Батаева отмечены награждением его медалью Жукова. И вот, апофеоз тщательной профессиональной выучки всех участников десантной операции. Рассекая плотный утренний воздух, взмыла в небо ракета с зарядом. Чётко указав безопасный путь к берегу, белопенной стеной протянулись фонтаны разрывов…
При всей выдержке боевого офицера, прошедшего становление и закалку на просторах близ Волги и Дона, в Чеченской Республике, чувствуется, что вид, открывшийся с высоты палуб и надстроек БДК, и ныне вызывает в его душе понятное волнение. Это гордость за действия морских инженеров, удовлетворение надёжностью техники и тёплые чувства боевого братства с моряками, авиаторами, возникшие в ходе решения задач.
Практически одновременно все пять десантных кораблей подошли к берегу. Первыми в атаку устремились пять грозных боевых машинУР-77. Их дружный залп открыл в минных полях дорогу теперь уже для танков и бойцов морской пехоты…
Идя к выходу из части мимо клуба, невольно вспомнил, как около года назад в большом зале, где был собран весь личный состав, полковник Алексей Баглаенко, завершая выступление о важности передовых позиций в сплочённости коллектива, дисциплине, подчеркнул: «Ведь на учениях и в реальном бою мы все будем впереди других частей флота и даже морской пехоты». Что ж, вот это время осознания своей важной боевой роли, воинского долга и свершилось во всей полноте, доблести. Пожелаем же морским инженерам всегда быть на высоте, достигнутой на СКШУ «Кавказ-2016»!
Сергей ТКАЧЕНКО "Флаг Родины" |