На распределении в общевойсковой академии подполковнику Александру Горину предложили на выбор должности доцента в военном вузе и комбата морской пехоты. Раздумывал он секунды три и выбрал-таки неспокойную командирскую жизнь. При этом шагнул на четыре ступени вниз по тарифам должностного оклада. Видно, морпеховский адреналин взял своё…
Мальчишкам из офицерских семей мечтать о военной профессии на роду написано. У Саши Горина и отец, и брат отца были офицерами, но годам к семи он о погонах уже не мечтал. Просто поставил цель – стать военным. Поступил в Ленинградское высшее общевойсковое командное училище и отменными результатами по физподготовке доказал своё право учиться во взводе морской пехоты. Командир их курсантского взвода капитан Александр Федосеев был из войсковых разведчиков. А они чаще всего по складу характера максималисты. И посему гнул он вчерашних школьников круто, но со смыслом. Комбат полковник Владимир Тарасов тоже в своё время разведбатом в Афгане командовал. Так что командирские и бойцовские качества будущим лейтенантам постигать приходилось в равной мере как из теории, так и прикладным порядком. Со стажировкой Горину определённо повезло: в бригаде морской пехоты Северного флота почти все офицеры прошли Чечню. И весь срок стажировки выпал на подготовку к крупным учениям и их проведение. А после полигонной «пахоты» командир подразделения поручил стажёру привести в порядок всю отчётную документацию. Ох, и попыхтеть пришлось тогда Горину. Но наука получилась полезная в смысле прививки усидчивости, которая и до сих пор помогает держаться на плаву в море командирской бумажной работы.
Разочарование первого года лейтенантской службы было безмерным: хозработы отодвигали боевую учёбу далеко на задний план. Тогда, в 1990-е, воинские части в большей мере боролись за выживание, а не боеготовность. Когда лейтенант Горин узнал о формировании роты для отправки на Кавказ, не задумываясь, написал рапорт о зачислении в её состав.
Командир собранного со всех флотов батальона морской пехоты майор Вячеслав Андрианов дал чёткую установку – в стреляющие горы должны идти только подготовленные бойцы и слаженные подразделения. Одиночная подготовка ротных офицеров шла по общей с матросами схеме. Только мерка командирская была на два порядка выше. Комбат считал, что личный пример офицера в морской пехоте имеет незаменимый боевой потенциал.
Год боевой командировки Александр Горин закончил с медалью «За отвагу» и без единой потери среди подчинённых
Первый бой – это всегда зарубка в памяти. Лейтенант Горин принял его под Чечен-аулом.
– Бойцы – практически мои ровесники, – вспоминает он своё боевое крещение, – но когда загрохотало, затрещало выстрелами всё вокруг, я уловил на себе десяток выжидающих взглядов. Понял: надо действовать. Команду на спешивание дал, приказал рассредоточиться и самостоятельно открывать огонь по обнаруженным целям. Может, и слишком по-учебному всё тогда делал. Но задачу взвод выполнил без потерь.
Впрочем, и со вторым, и с третьим боем так было. У Горина вошло в привычку оценивать себя как бы со стороны. Задачи у морпехов были разные: и на блокпостах стояли, и колонны с грузами сопровождали, и бандгруппы блокировали, и пути их миграции перекрывали в засадах. Враг был серьёзный: боевики выросли с оружием в руках, и мозги у них были основательно промыты ваххабизмом, а у их командиров, кроме многолетнего боевого опыта в родных горах, была ещё и основательная военная подготовка в зарубежных лагерях. На войне взрослеют быстро. Через полгода Александр Горин принял роту. Год боевой командировки закончил с медалью «За отвагу» и без единой потери среди подчинённых.
В качестве психологической разгрузки начальство определило Александра Горина на должность командира учебной роты в школу техников, которая вскоре попала под сокращение. Скорее всего, именно запал боевых командировок подвигнул Александра к написанию рапорта о зачислении в группу антитеррора ФСБ. Но группа попала под оргштаты, и кандидаты на её пополнение получили отставку. Возвращаться из гражданской жизни в морскую пехоту пришлось командиром взвода и снова доказывать своё право на роту. Боевым опытом старший лейтенант Горин не кичился, понимая, что теперь в некоторых ситуациях поступал бы иначе. Но всю учёбу своих «чёрных беретов» непременно выверял реалиями войны. После восьми лет командования ротой, когда уже казалось, что капитанские погоны прикипели к плечам намертво, предложение стать преподавателем на кафедре тактики морской пехоты высшего военно-морского училища в Петербурге казалось даром судьбы. Размеренная интеллектуальная служба с должностными перспективами, возможность системного самообразования вплоть до докторской диссертации, жизнь в родном городе, женитьба – что ещё надо человеку для душевного комфорта? Но, видимо, адреналин будней морской пехоты прочно отложился в душе Горина. При первой же возможности он поступает в общевойсковую академию.
Сейчас под началом подполковника Александра Горина – отдельный миротворческий батальон морской пехоты контрактной комплектации, в зону его ответственности входит побережье сразу двух морей – Чёрного и Азовского.