Несмотря на то что служебная нагрузка у морских пехотинцев не из лёгких, служить в подразделении считается делом интересным и престижным.
Ещё в школе Михаил Марцев знал, что самый крутой род войск – морская пехота. Отец рассказал об этом сыну-девятикласснику, когда тот решил стать офицером и поступать в военное училище. Поэтому для Михаила выбор Дальневосточного высшего военного командного училища для получения образования был очевидным шагом на пути к чёрному берету морпеха.
– В 2009 году после окончания училища был распределён в соединение морской пехоты Черноморского флота, дислоцированное в Крыму, на должность командира взвода, – рассказывает старший лейтенант Марцев. – Буквально через пару месяцев был направлен для выполнения боевой задачи в группе антитеррора на большой десантный корабль «Новочеркасск». Тогда корабли Черноморского флота принимали участие в активации международной черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор». Можно сказать, что с этого эпизода и началась моя настоящая служба.
Этот морской поход для молодого офицера стал первым, но далеко не единственным. Морские пехотинцы второй роты батальона морской пехоты, где служит Михаил, часто отправляются на надводные корабли и суда ЧФ для обеспечения их безопасности в море. За шесть лет службы Марцеву не раз довелось принимать участие в дальних походах, в российско-итальянском учении «Иониекс-2011» и международном учении стран НАТО по поиску, спасанию и оказанию помощи аварийным подлодкам «Болд монарх», побывать в портах Греции, Кипра, Испании, Италии, на Мальте, в Сирии и США.
– Возможность бесплатно посмотреть мир для морских пехотинцев не рекламный слоган, а объективная реальность службы, – улыбается старший лейтенант Марцев. – Помимо прочего, это позволяет пообщаться с иностранными коллегами, самому узнать, кто и как за рубежом воспринимает Россию, наши Вооружённые Силы. В Болгарии, к примеру, относятся очень доброжелательно, в Испании – ровно, в Италии – с уважением. А вот в США, где мне довелось побывать в Норфолке, штат Вирджиния, – удивлённо и с огромным любопытством. Американские коллеги активно стремились пообщаться, обязательно сфотографироваться с представителями ВС РФ. Видно, что политическую жизнь России они знают достаточно хорошо. Даже пытались давать советы, как нам жить: например, рекомендовали «убрать коррупцию» и тогда, дескать, Россию ждёт процветание…
В настоящее время больше половины личного состава роты находится в море, выполняет задачи на надводных кораблях и судах. Конечно, психологически непросто длительное время находиться на корабле, в ограниченном пространстве, сравнительно небольшом коллективе. Самое лучшее средство для снятия такого рода стресса – интенсивная боевая подготовка. Каждый день разные задачи, загрузить голову и руки, уйти от монотонности будней морского перехода.
– Чётко налаженный учебный процесс во время морского похода – это ещё и способ установить хорошие взаимоотношения с экипажем корабля, – убеждён старший лейтенант Марцев. – Моряки внимательно наблюдают за гостями-морпехами, подмечают, как проводятся занятия, насколько хорошо отрабатывают навыки «чёрные береты», как действуют по различным вводным. Усердная работа, эффективное выполнение задач вызывает уважение, что является прекрасной основой для выстраивания позитивных отношений между коллективами.
– Разумеется, перед тем как попасть в наше подразделение, каждый из кандидатов проходит серьёзный психологический отбор, – отмечает Михаил Марцев. – Благо, выбирать есть из кого, к нам действительно стремятся на службу.
Уже сейчас рота практически на 70 процентов укомплектована военнослужащими-контрактниками, причём с каждым годом их число увеличивается. Несмотря на то что служебная нагрузка у морских пехотинцев не из лёгких, служить в подразделении считается делом интересным и престижным. Кроме определённых психологических параметров и хорошей физической подготовки для морпеха важно знание иностранных языков. Перед убытием на боевую службу командир производит отбор, чтобы хотя бы два человека в группе владели английским.
– Ты стал офицером, ты должен обучать матросов – этому учат в училище, но никто не говорит, что самому учиться придётся всю жизнь, – отмечает старший лейтенант. – Из каждого учения, каждой боевой задачи и полевого выхода необходимо извлекать опыт, затем анализировать, синтезировать в единый комплекс знаний и навыков, на котором основывается обучение подчинённых. Я был взводным, заместителем командира роты, и если в будущем хочу стать хорошим ротным, то требуется учиться и делать это ежедневно.