Сразу после праздника Дня Победы военнослужащие 155-й отдельной бригады морской пехоты ТОФ приступили к отработке учебно-тренировочных прыжков с парашютом.
«Черные береты» с оружием и дополнительным снаряжением прыгают из военно-транспортных самолетов с высоты 900 и 1500 метров. Прыжкам с парашютом предшествовала тщательная наземная подготовка. Морские пехотинцы изучали новую парашютную систему, порядок ее укладки, подгонки снаряжения и крепления вооружения, а также до автоматизма отрабатывали элементы прыжка.
– Всего до конца зимы парашютно-десантную подготовку пройдет более 500 морских пехотинцев, – рассказал корреспонденту «В» пресс-секретарь ТОФ Роман Мартов. – Их интенсивность увеличится в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
ДШР БМП 155-я бригада
На авиационной базе Тихоокеанского флота в Южном Приморье завершились сборы военнослужащих отдельной бригады морской пехоты под командованием полковника Олега Кацана, в ходе которых были освоены и прыжки с парашютом. Около тысячи человек – от вчерашнего призывника до бывалого контрактника – успешно выполнили упражнения в воздухе с приземлением в заданном районе
Кто-то наверняка удивится такому непривычному сочетанию: пехота и… небо. Но для чёрных беретов прыжки с парашютом – лишь один из видов боевой подготовки. Да, чаще они десантируются с кораблей на побережье. В Приморье для этого используется в учебных целях мыс Клерка. А когда в прошлом году проходило двустороннее командно-штабное учение войск и сил Восточного военного округа, морские пехотинцы в составе усиленного десантно-штурмового батальона в условиях, приближенных к боевым, выполнили высадку морского десанта в районе одной из бухт залива Анива, что на Сахалине. Ну а если в реальных условиях войны потребуется прыгать с самолёта где-то в тылу врага? Вот ради подобной цели и учатся морпехи «летать», осваивая небесный океан.
В десантно-штурмовом батальоне безо всякой раскачки начинают работу со вчерашними новобранцами. Курс молодого бойца, принятие военной присяги и через считанные недели – уже первые прыжки. Тут важно, считают профессионалы, настроить новичка психологически, чтобы он сумел переступить порог страха, когда покинет борт вертолёта или самолёта на высоте 800—900 метров. Для начала военнослужащего детально знакомят с устройством парашюта, обучают его укладке с обязательным соблюдением всех этапов. Надёжность парашюта Д-6 проверена практикой десятилетий: он используется здесь с советских времён.
– Прост в обращении, нет сложностей в укладке, поэтому его достаточно быстро осваивает матрос, – заметил по этому поводу руководитель сборов – начальник воздушно-десантной службы соединения подполковник Александр Зюба. – При этом всё идёт, конечно, под контролем офицеров. Правда, хотелось бы и другие парашюты получить – Д-10 серии нового поколения, – но их пока поставляют только в воздушно-десантные войска. Так что проблема с обеспечением нас парашютами остаётся открытой. Но вот новая техника постепенно в войска пошла, рассчитываем, и здесь будет улучшение.
Прежде чем новичка посадят на воздушное судно, все элементы предстоящего прыжка с парашютом импровизируются в ходе многочисленных тренировок на специальном тренажёре. По сути, всё, что нужно сделать в воздухе, отрабатывается здесь так, чтобы человек мог на уровне «мышечной» памяти выполнить задачу. При этом каждый военнослужащий просто должен осознать, что любая, даже мельчайшая небрежность, допущенная при подготовке, приведёт к ЧП во время прыжка. В этот раз молодому пополнению десантно-штурмовой роты под командованием старшего лейтенанта Виталия Вантеева предстояло выполнить ознакомительные прыжки без оружия с самолёта на высоте порядка 800 метров.
Отнюдь не многие из них в жизни гражданской, ещё до призыва на военную службу, были готовы к каким-либо экстремальным ситуациям. Тот же Нурсултан Балбаев, призванный на флот минувшей осенью из Оренбурга, прежде и помышлять не мог о прыжках с парашютом. Отучился парень в строительном техникуме, не особо задумывался о будущей службе. Или, к примеру, Артём Ярмухаметов, успевший на «гражданке» поработать… директором пиццерии. Только решение что-то коренным образом изменить в личной жизни привело его в военкомат, а позже заставило осваивать специальность стрелка – помощника гранатомётчика. Зато наводчик башенной пулемётной установки матрос Иван Паршин до службы не один год увлекался в родном Оренбуржье различными видами спорта, поэтому чувства опасности, преодоления боязни испытывал многократно. Очень обрадовался тому, что попал после учёбы в юридическом институте в элитную часть, где можно проверить себя, что называется, на прочность и выдержку.
Адаптировали десантно-штурмовую роту к приморскому небу авиаторы транспортной эскадрильи. Для экипажей самолётов Ан-26, где командирами майоры Анатолий Бардаков и Руслан Гумеров, привычное дело – ежегодно выбрасывать где-нибудь у села Сергеевки отряд десантников, а то и парашютистов других соединений ТОФ, в том числе членов сборной команды флота по парашютному спорту. Тем не менее на предполагаемое место десантирования заранее выехала группа лётчиков, чтобы на вспаханном ещё прошлой осенью поле прикинуть, где лучше с помощью креста из красной материи определить площадку для приземления. Они же выполняли роль авианаводчиков. Предстояло так сориентировать самолёт, чтобы Ан-26 чётко вышел на цель. Вспомнился случай, когда из-за небольшой погрешности в расчётах офицера матроса-парашютиста отнесло во время десантирования в лес, на линию электропередачи.
…«Аннушка» под командованием майора Руслана Гумерова взяла на борт максимально возможную по числу группу военнослужащих и пошла на взлёт.
– Приготовиться! Пошёл!
Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой… Один за другим, в ровной цепочке в небе появились купола. Цепочка вскоре как-то неуклюже распалась по сторонам, а трое парашютистов, наоборот, пошли на опасное сближение.
– Разойтись по сторонам, осмотреться! – Загремел в рупор, направленный вверх к десантникам, голос начальника воздушно-десантной службы соединения подполковника Александра Зюба, который встал неподалёку от костров. – Не надо просто в воздухе висеть, управляйте красной стропой! Развернуться лицом на площадку, приготовить к приземлению ноги вместе!
Команды с земли долетели до парашютистов, они словно вспомнили о прошедших до этого тренировках и уже более осмысленно стали «выруливать» на определённую для них площадку в районе красного креста. Да и ведь сколько раз на занятиях твердилось каждому, что примерно за сотню метров до земли нужно знать, куда и как будешь приземляться!
– Самое сложное во всём этом было ожидание прыжка, – поделился своими ощущениями матрос Манучехр Туйчиев, призывник из Сургута. – А потом всё, как учили: 551, 552, 553 – и дергаю кольцо. Продолжаю вслух отсчитывать секунды дальше и наблюдаю, раскрылся ли основной парашют. Конечно, он раскрывается! Прячу кольцо во внутренний карман, чтобы не обронить. И – парю как птица в небе. Это, конечно, незабываемо! Только ради этого стоило оказаться на самом краешке земли, во Владивостоке. Трудности, адаптации, думаю, уже прошли. Были и учебные тревоги, и стрельбы, и марш-броски по пересечённой местности. Набираемся постепенно опыта, становимся настоящими морпехами.
– Столько эмоций после совершённого прыжка! – улыбается матрос Сергей Силантьев из Екатеринбурга. – Я уже сообщил по телефону маме, что посвящён в десантники. В принципе как учили, так и получилось. Боязни не было. Ушёл в сторону от двух сослуживцев и нормально приземлился на поле. В ДШБ я пришёл с большим желанием, хочу со временем стать настоящим морпехом. Знаю, что в ближайшие месяцы будут и выходы на полигоны, и даже дальний морской поход.
– Я себя еле сдерживал в самолёте, так хотелось выполнить этот прыжок, – сказал матрос Атан Бигалиев из Оренбургской области. – Знаете, многое умею, но стать десантником – об этом мог раньше только мечтать.
…Одну за другой выбрасывал над заданным районом самолёт небольшие группы парашютистов. Последними изящно приземлились прямо на крест, демонстрируя мастерство управления парашютом, профессионалы – старший лейтенант Виталий Вантеев, майор Евгений Бородин, старшина Александр Макаров. Для них это тоже было яркое событие – очередной успешный прыжок.
– Разброс людей отличный, – оценил в целом высадку десанта один из авиаторов, который постоянно держал связь с Ан-26. – Не более 40 метров от креста. И экипаж сработал хорошо, и сами парашютисты не подкачали, и на земле всё было сделано как надо.
Автор Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».
|