МОРСКАЯ ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА
Морская десантная подготовка имеет целью подготовить морского десантника к действиям на море и высадке на побережье, обороняемое противником. Она включает: изучение в необходимом объеме устройства десантных кораблей и десантно-высадочных средств; отработку приемов и способов посадки (погрузки) личного состава и техники морской пехоты на десантные корабли и транспорты; отработку приемов и способов высадки (выгрузки) личного состава и техники; изучение и отработку способов преодоления водных пространств на плавающей технике своим ходом; изучение обязанностей личного состава при нахождении на десантных кораблях и транспортах; изучение приемов и способов борьбы за живучесть плавающей техники на плаву; изучение устройства корабельных и штатных спасательных средств и правил пользования ими.
Морская десантная подготовка проводится, как правило, в комплексе с другими предметами обучения, прежде все с тактической, огневой и физической подготовкой, и состоит из трех этапов (периодов): изучения десантных кораблей и десантно-высадочных средств; практических занятий и тренировок на десантодроме; совершенствования знаний и навыков на тактических занятиях и учениях.
Десантодром – участок суши и водной акватории, включающий специально оборудованные учебные объекты (места). Основными учебными местами десантодрома являются: танковый десантный городок, акватория для вождения плавающей техники (вододром), инженерно-десантный городок, оборудованный пост посадки, водная станция.
Танковый десантный городок (рис.1) предназначается для обучения экипажей боевых машин и водителей приемам и способам размещения имеющейся в подразделении техники на десантных кораблях, приемам погрузки техники и грузов на транспорты при помощи судовых грузовых стрел. Тренажеры на городке изготавливаются применительно к определенным проектам десантных кораблей и должны обеспечивать практическую отработку вопросов, связанных с погрузкой и выгрузкой техники, а также с ее расстановкой и креплением на кораблях.
Кроме отработки практических вопросов по установке и креплению техники водители и командиры (старшие машин) обучаются выполнению специальных команд, подаваемых при погрузке и выгрузке техники. Управлению машиной при подходе к кораблю, подъеме на десантную аппарель и при движении по палубе десантного корабля.
Занятия на танковом городке проводятся в составе подразделения, с командирами машин и водителями или только с водителями подразделения.
Акватория для вождения плавающей техники (рис. 2)представляет собой участок моря и побережья, на котором водители плавающей техники обучаются вождению на плаву, экипажи тренируются в разведке целей на берегу, в определении расстояний до них и целеуказания. Препятствия для выполнения упражнений по вождению устанавливаются в соответствии с отрабатываемыми упражнениями, а тактическая обстановка создается руководителем занятий для отработки отдельных вопросов боя за высадку.
На вододроме экипажи плавающих танков, десант на бронетранспортерах совершенствуют навыки стрельбы на плаву, тренируются в ведении борьбы за живучесть плавающей техники (тушение пожара, поступление воды внутрь машины, потеря хода и управления и др.), учатся оказывать друг другу помощь в сложных ситуациях. Кроме того, водители вырабатываю навыки в преодолении ограниченных проходов на воде и препятствий при выходе на берег.
Одной их характерных особенностей обучения вождения на плаву является необходимость выработки слаженности действий всего экипажа, чувства времени и расстояния, пройденного машиной после выполнения маневра (поворота и др.), а также реакции на состояние моря (поверхности воды). Водители должны учитывать, что на воде невозможно сразу остановит машину, как это бывает на суше.
Занятия по вождению проводятся в составе штатного подразделения. Экипажи боевых машин могут быть как штатные, так, и сформированы из военнослужащих одной специальности. Для контроля времени выполнения упражнений по вождению и огневой подготовке, устанавливаются специальные датчики на исходном рубеже (исходном положении) и на рубеже прекращения выполнения упражнения (прекращения огня). Эти датчики становятся на буях и срабатывают от касания их бортом танка или бронетранспортера.
При совершенствовании навыков в действиях при вооружении танка учитывается ряд особенностей. Корпус танка почти до башни (на 2/3 и более) погружается в воду, ограничиваются возможности наблюдения и корректировки огня, волны могут «раскачать» машину в продольной плоскости. Все это влияет на ведение огня. Одним из важных условий успешного решения огневой задачи является умение водителя вести машину равномерно и на расчетной скорости (оборотах двигателя).
Обучение первоначальным навыкам борьбы за живучесть техники на плаву проводится на суше. По мере усвоения мер безопасности и приобретения необходимых навыков занятия переносятся на воду. В дальнейшем навыки борьбы за живучесть плавающей техники на плаву совершенствуются на занятиях по вождению и тактической подготовке. Руководитель, создавая аварийную обстановку вводными и выводом из строя временно отдельных агрегатов, тренирует обучаемых в устранении неисправностей, тушении пожара и ликвидации других аварийных ситуаций.
Инженерно-десантный городок (рис. 3) оборудуется для обучения личного состава морской пехоты приемам и способам проделывания проходов и в инженерных противодесантных заграждениях и организации пропуска по ним высаживающихся подразделений. Инженерно-десантный городок включает участок водной акватории и побережья, на котором оборудуется ротный опорный пункт и устанавливаются инженерно-минные заграждения в воде и на берегу. Его оборудование и установка инженерно-минных заграждений должны соответствовать характеру обороны морского побережья вероятного противника.
Десантники изучают инженерно-минные противодесантные заграждения, способы их разведки, обезвреживания, уничтожения и преодоления. Обучение разведке, проделыванию проходов в инженерных противодесантных заграждениях и их преодолению проводится на тактическом фоне в составе подразделения или специально создаваемых групп. Подход к заграждениям отрабатывается на шлюпках, вплавь, а также на плавающих машинах. Для выработки навыков точного выхода на указанный объект (проход) или выдерживания установленного направления при движении на плавающей технике ночью, в туман, дыму, при забрызгивании волной смотровых приборов и в других условиях ограниченной видимости личный состав тренируется в использовании оборудования, установленного на машинах, компаса, в определении направления своего движения по небесным светилам – звездам и другим ориентирам.
На инженерно-десантном городке водители обучаются преодолению песчаных пляжей, крутых берегов, обходу валунов и способам эвакуации застрявшей на пляже техники. На рис. 3 приведены : А – высадка непосредственно на берег, преодоление песчаных пляжей, крутых подъемов и заграждений; Б – обучение приемам и способам разведки и проделывания проходов в заграждениях, преодоление песчаных пляжей, крутых подъемов и заграждений; В – спуск плавающей техники на плав, преодоление заграждений в воде, тренировка в ведении огня на плаву.
Пункт посадки (рис. 4) оборудуется для отработки приемов и способов погрузки техники (грузов) и посадки личного состава на десантные корабли с берега и с плава, а также погрузки на транспорты с пирса (причала) и на рейде.
Первоначальные навыки погрузки техники и грузов, полученные на танковом десантном городке, совершенствуются в пункте посадки. Обучаемые в полном объеме отрабатывают последовательность действий при выдвижении техники от комендантского поста до постановки и крепления ее на палубе десантного корабля (трюме транспорта) и размещения личного состава.
Занятия на пункте посадки проводятся в составе штатного или сводного подразделения, которое может быть наиболее типичным для погрузки (посадки) на данный корабль. Вначале усваиваются отдельные элементы: подход к десантному кораблю, заход на аппарель, постановка машины в соответствующий твиндек и ее крепление. Затем проводятся тренировки в темное время суток.
В годы минувшей войны тренировки подразделений по посадке на десантно-транспортные средства и высадке на необорудованное побережье проводились. Как правило, даже в условиях очень тяжелой обстановки.
С приобретением навыков погрузки техники непосредственно с берега водители и экипажи плавающих машин тренируются в погрузке техники с плава.
В современных условиях необходимо обучать личный состав погрузке техники на транспорты. Обучение погрузке проводят вначале с пирса, а затем на рейде. При изучении приемов рейдовой погрузки отрабатываются также способы приема плавающей техники непосредственно с воды.
Тренировки по посадке подразделений на суда и высадке их на берег, погрузке и разгрузке техники проводятся в тактическом фоне, в условиях максимально приближенных к боевым.
Водная станция, оборудованная на десантодроме, предназначается для обучения морских пехотинцев плаванию, в том числе в обмундировании и с оружием, выходу на берег под огнем противника, использованию спасательных средств. На водной станции предусматривается участок, где личный состав учится покидать плавающую технику, потерявшую управление, плавучесть или боеспособность.
Морской пехотинец, независимо от специальности, будь он стрелок или сапер, танкист или артиллерист, снайпер или зенитчик, проходит морскую десантную подготовку и при планомерном, последовательном изучении и практической отработке указанных вопросов может считать себя подготовленным к высадке. Дальнейшее совершенствование знаний и навыков по морской десантной подготовке проводится на всех тактических занятиях и учениях, связанных с десантированием подразделений морем.
Подготовлено по : Справочник морского десантника. М., Воениздат, 1975
|
|