Там, в порту Вишакхапатнам и акватории Бенгальского залива, в первой половине декабря пройдёт совместное военно-морское учение «Индра Нэви-2015». Охрану кораблей на незащищённом рейде обеспечат, естественно, морпехи, они же будут участвовать в досмотровой операции на условно захваченном пиратами судне.
Впрочем, в соединениях морской пехоты ТОФ уже давно привыкли к тому, что в дальние походы вместе с экипажами кораблей уходят специальные подразделения, которые обеспечивают безопасность мореплавания в опасных регионах, их надёжную защиту в местах стоянок. А ещё пресекают действия современных пиратов в морской зоне Африканского Рога.
Вспомним самую громкую операцию в Аденском заливе 2010 года, когда офицеры и матросы из Владивостока освободили захваченный сомалийскими бандитами танкер «Московский университет», который следовал из Красного моря в Китай. И поныне её в деталях изучают при подготовке очередных отрядов на боевую службу в опасные зоны Мирового океана.
Надо было как можно быстрее забраться по специальной лестнице на борт танкера и зачистить его от бандитов
– На том танкере, включённом в состав нашего конвоя, находилась моя группа антитеррористической деятельности, – рассказывает замначальника штаба 155-й отдельной бригады морской пехоты по морской подготовке, кавалер ордена Мужества подполковник Андрей Ежов (позывной «Ёж»). – За несколько суток перехода с Красного моря до острова Сокотра Республики Йемен мы хорошо узнали команду, изучили устройство огромного судна. В часы отдыха я читал книгу из их библиотеки «Зачистка территории». Разве мог предполагать, что совсем скоро нам придётся реально зачищать танкер от пиратов? А когда прощались с членами судовой команды, кто-то из них вдруг заволновался: дескать, как же быть, если на нас нападут? «Да всё будет хорошо, – подбодрил я гражданских мореходов, а ежели что случится, «Ёж» придёт и спасёт!» Они только улыбнулись. Но беда, как оказалось, уже поджидала «Московский университет». В ночь с 3 на 4 мая мы снялись с конвоя, а 5-го утром их захватили...
В тот день большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников», на который пересела группа Ежова, бросил якорь у Сокотры, чтобы провести плановое обслуживание техники и механизмов. Механики занялись своим делом, и тут – сообщение о ЧП. «Корабль к бою и походу приготовить!» Уже затемно подошли к району, где находился танкер. За те несколько часов спланировали целую операцию по его освобождению с помощью быстроходных лодок. Но... по приказу из Москвы с борта БПК подняли вертолёт морского базирования с группой морпехов.
– До этого-то тренировались по спуску с вертолёта на специальной лебёдке, но она выдвигается медленно, за это время враг может выпустить в тебя несчётное число пуль, – говорит Андрей Николаевич. – Поэтому перед посадкой в кабину Ка-27 нашли на корабле шесть пар перчаток, чтобы при экстренном десантировании не пожечь о верёвку руки, дали ребятам (а в группу включили самых проверенных, отчаянных бойцов) дополнительный инструктаж. «Ниже 10 метров опуститься не смогу», – предупредил нас лётчик.
Будь захваченный танкер хоть как-то освещён, наверняка штурм получился бы и с воздуха, невзирая на то, что на его борту находилось более десятка головорезов, вооружённых китайскими автоматами и гранатомётом российского производства. Однако в момент поиска вертолёт на несколько секунд включил освещение, чтобы увидеть в ночи судно, и тут же с палубы засверкали оружейные огоньки. Несколько пуль задели хвостовую часть винтокрылой машины. Резко ушли от огня в сторону, а потом раз за разом было шесть заходов на цель, подавляя из пулемёта противника. И тут приказ: отойти, более не рисковать. Решение другое: штурмовать с лодок!
– В тот момент, когда в составе первой штурмовой группы высаживался с корабельной лодки на захваченное пиратами судно, думал не об опасности, а о том, как лучше выполнить поставленную задачу, – вспоминает старший сержант контрактной службы Сергей Чупров. – Надо было как можно быстрее забраться по специальной лестнице на борт танкера и зачистить его от бандитов. Пока подходили к судну, били из автоматов по вспышкам в темноте в районе надстройки – там затаились сомалийцы. Нас здорово поддерживали огнём с корабля и со второй лодки, на которой сзади шла группа моих сослуживцев. Правда, когда поднялись на «Московский университет», всё было кончено: противник сдался, поняв наконец, что дальше биться просто бессмысленно – жить-то хочется. Мы осмотрели судно, дали возможность выйти из внутренних помещений его команде, разобрались с арестованными. Думаю, грамотно действовали наши группы под командованием подполковника Ежова и старшего лейтенанта Ирхина, потому и жертв с нашей стороны не было. Все ребята здоровыми вернулись домой.
На той боевой службе отличились 20 военнослужащих разведывательной роты капитана Ивана Ковалевского (ныне он занимает вышестоящую должность в бригаде). Семеро были награждены орденом Мужества, 13 – медалью «За боевые отличия».