В Камчатской 40-й отдельной бригаде морской пехоты (в/ч 10103) воздушно-десантной подготовке (ВДП) уделяется большое внимание. Здешние «чёрные береты» всегда готовы к переброске в заданный район не только морем, но и по воздуху. Последнее, в силу больших территорий зоны ответственности Войск и Сил на Северо-Востоке и слабо развитой дорожной сети региона, предпочтительней, особенно если вопрос касается оперативного решения задач. Универсальные солдаты комбрига полковника Вадима Клименко неоднократно доказывали свою подготовку, десантируясь с воздуха на незнакомую местность на Сахалине, Чукотке, в Приморье.
комбриг полковник Вадим Клименко
2 АВГУСТА – ДЕНЬ ВДВ
Глубоко ошибаются те, кто считает прыжки с парашютом лёгким занятием. Во всяком случае, для людей в погонах воздушно-десантная подготовка - это долгие и изнурительные занятия, кропотливая и ответственная подготовительная работа. Нам удалось побывать на практической части ВДП десантно-штурмового батальона (ДШБ), где волей случая оказались и те, кто впервые в жизни испытал управляемое свободное падение, и те, кто шагнул в синеву с парашютом крайний раз в военной карьере.
Основное действие развернулось более чем в 50 километрах от места базирования «чёрных беретов», в живописном месте, главным фоном которого стали два вулкана. Там мы стали свидетелями того, как несколько взводов ДШБ выполняли первую и вторую задачи: ознакомительный прыжок и прыжок с оружием и снаряжением. Десантирование происходило с борта вертолёта - незаменимого трудяги Ми-8.
По словам заместителя командира ДШБ по воздушно-десантной подготовке майора Леонида Ни, основной вид десантирования морпехов - с Ан-12, но первые прыжки традиционно проходят с борта вертолёта. Это проще, не так динамично, как с самолёта, и даёт возможность военнослужащим прочувствовать и осознать сам прыжок.
- Интервал десантирования парашютистов с вертолёта примерно 3-4 секунды, - рассказывает майор Леонид Ни. - Это даёт больше времени для отделения прыгающих и исключает возможность схождения куполов.
Парашют Д-10 – сплав передовой научной мысли – считается самым безопасным в мире
Разбившись на корабельные группы, морпехи после постановки задачи и очередного инструктажа по технике безопасности приступили к предпрыжковой многоступенчатой проверке. В одной из групп свой парашют к осмотру предъявляет матрос Алексей Бражников. Сегодня ответственный день - он готовится совершить свой первый в жизни прыжок с парашютом. Матрос сосредоточен. Внимательно слушает всё, что ему говорит взводный. Накануне Алексей с сослуживцами провёл много часов за укладкой парашюта. Как отметил майор Леонид Ни, на это дело у новобранцев уходит от шести часов и больше. Затем двухчасовые тренировки - пробные прыжки с трамплина, отработка на стропах возможных нештатных ситуаций. Каждое действие должно быть доведено до автоматизма.
- Лёгкий мандраж есть, - делится ощущениями матрос Алексей Бражников, но мы хорошо подготовились - спасибо командирам. Думаю, всё пройдёт благополучно.
Совсем другое настроение у прибориста ДШБ старшего прапорщика Вячеслава Кириленко. Помимо того, что он осуществляет проверку парашютов на одном из этапов, Вячеслав ещё готовится к крайнему перед увольнением в запас прыжку. Это, конечно, не момент истины, но определённое волнение опытный парашютист, за плечами которого сотни прыжков, всё же испытывает.
- В надёжности парашюта я уверен, - говорит старший прапорщик. - Тут дело в другом. Это ведь крайний прыжок в моей военной биографии.
За его плечами двадцать один календарный год военной службы. Свой профессиональный путь военного Вячеслав начал в отдельной роте специального назначения, где, собственно, и произошло его знакомство с небом и парашютом. Затем обстоятельства сложились так, что ему пришлось переквалифицироваться в танкисты, и в течение шести лет Вячеслав Кириленко был командиром танка. Последовал очередной зигзаг судьбы, и старший прапорщик Кириленко надел форму морского пехотинца, став в итоге прибористом ДШБ. Для непосвящённых: этот специалист отвечает за прибор парашютный комбинированный унифицированный, предназначенный для экстренного открытия парашюта.
- Этот прибор работает по времени и высоте, - рассказывает старший прапорщик Вячеслав Кириленко. - В чрезвычайной ситуации, когда парашютист не может самостоятельно выдернуть кольцо, за него это делает ППКУ. Прибор хоть и выполняет дублирующую функцию, но крайне необходим для безопасности.
Надев парашютные ранцы и закончив многоступенчатую проверку, морпехи тем временем приступили к тренировке перед прыжками.
«551... 552... 553... Кольцо... 554... 555... Купол... Земля...» - очередная корабельная группа проговаривает и отрабатывает на земле необходимые действия в воздухе.
«...Нет купола!» - офицер, старший на этом участке, подбрасывает вводную парашютистам. «Чёрные береты» отрабатывают установку, хором комментируя свои действия.
В надёжности своего парашюта морпехи не сомневаются. Во-первых, средство для десантирования с воздуха Д-10 - это сплав передовой научной мысли и практического опыта. Новый парашют по праву считается самым безопасным в мире. А во-вторых, военнослужащие сами укладывали свои купола и стропы тщательно и аккуратно.
В то время как приборист проверял последнюю группу морпехов, в небе появился вертолёт. Совершив вираж, винтокрылая машина приземлилась на изумрудную гладь поля в готовности принять партию десанта. И первая корабельная группа не заставила себя ждать. Морпехи заняли места в чреве
Ми-8. Подняв обороты двигателей, трудяга вертолёт лениво оторвался от земли и стал набирать высоту.
На высоте примерно 200 метров выпускающий по очереди пристёгивает карабинами за тросы принудительного ввода в действие парашюта каждого военнослужащего.
На траекторию высадки вертолёт заходит на высоте 900 метров при скорости 160 км/ч. За минуту до начала боевого десантирования включается жёлтый сигнал. Открывается аппарель и... «Первый пошёл!» На зелёном поле приземления расцветают белоснежные одуванчики куполов. Увлекаемые ветром, они плавно спускаются к земле.
С земли за парашютистами наблюдают офицеры и при необходимости в мегафон координируют действия десантирующихся. Коснувшись земли, большие шапки одуванчиков мгновенно увядают.
Пока приземлившиеся парашютисты собирают свои купола, следующая партия сослуживцев поднимается в небо.
Улучив момент, мы просим наших героев поделиться впечатлениями, пока свежи эмоции.
- Всё происходило как во сне. Прыгнул - раскрылся парашют - пришёл в себя. Действовал на автомате, как учили, - так коротко описал свой первый прыжок матрос Алексей Бражников.
- Мне очень нравится служба в ДШБ, - говорит он. Здесь интересно. Такая жизнь по мне.
Как до прыжка, так и после лицо старшего прапорщика Вячеслава Кириленко не покидала улыбка - такой он светлый и открытый человек.
старший прапорщик Вячеслав Кириленко
- Этот прыжок, конечно же, знаковый для меня, - рассказывает старший прапорщик Вячеслав Кириленко, - но точку на этом я не собираюсь ставить. Скорее, это многоточие. С небом и парашютом я не прощаюсь, а говорю «до свидания».
Собеседник признался, что у него есть два параплана и в свободное время он обязательно будет подниматься в воздух, чтобы уже на другом «крыле» испытать то необыкновенное чувство, которое даёт прыжок с парашютом.