протоиерей Михаил Васильев
Война непредсказуема в своих сюжетах. Ещё вчера десантная тактическая группа теснила боевиков в горах, а спустя 18 часов два взвода из её состава оказались в окружении тех самых «незаконных формирований». Склоны гор покрыла низкая облачность, то и дело прошиваемая трассерами автоматных и пулемётных очередей. На руках священника в десантном камуфляже умирал молоденький парень в звании гвардии рядового. А погоды всё не было и не было, а значит, не могло быть и вертолёта, чтобы вывезти тяжелораненого солдата. Главная задача санинструктора и священника состояла в том, чтобы любыми способами сохранить его жизнь до прилёта «вертушки». Только там, на базе, в госпитале, может прийти к нему спасительная помощь врачей. Санинстуктор сделал всё, что мог: вколол промедол, остановил кровопотерю. А солдат тем не менее умирал: сильнейший шок забирал остатки человеческих сил, и парень постепенно отходил. И всем, кто был рядом, от этого становилось невероятно больно. Священник смотрел на небеса в плотном пологе облаков без единого просвета и молил Господа сделать так, чтобы прилетел вертолёт. Молился он и всю последующую ночь, прекрасно понимая: если вертолёт не прилетит, три десятка десантников, которые приходили и молились, разуверятся в Боге. Утром в клочьях расползающегося тумана застрекотала «вертушка». Потом, вернувшись на базу, священник и остальные десантники узнают, что раненый выжил. При этом видавшие виды полевые хирурги констатируют, что подобный случай – на грани чуда. Это один из эпизодов службы протоиерея Михаила Васильева – руководителя сектора Воздушно-десантных войск Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями. Сам он о подобном рассказывать не любит, считая это обычным делом армейского священника.
– Как правило, на войне есть кому стрелять, но очень часто бывает некому заниматься состоянием души человека – этим, казалось бы, простым и вместе с тем невероятно сложным делом. Солдат выпустит автоматный «рожок» в нужном направлении – нет проблем, но когда он увидит холодное тело своего товарища, когда поймёт, что и сам мог оказаться на его месте, вот здесь, конечно, очень трудно и тяжело ему становится. И в этот момент нужна работа пастыря, здесь приходится принимать исповедь, поддерживать морально подавленные сердца людей, которые увидели кровь, смерть, несправедливость, – делится видением собственного предназначения отец Михаил.
Векторное направление – «вопреки»
Наверное, сама судьба предопределяла его военную стезю. Родился в офицерской семье, рос в отдалённых северных гарнизонах. Как сам шутит, с детства приобщился к прозе быта захолустных военных городков и на практике постиг основы тамошнего «офицерского троеборья»: вода, дрова, помои. На финише школьной учёбы Михаила отец завёл разговор о военном училище. Но, видимо, уже тогда в характере юноши складывался несколько противоречивый вектор движения по жизни – «вопреки», а не «благодаря». Вопреки устойчивому мнению, что в МГУ можно поступить только при наличии «мохнатой руки» или за большие деньги, он стал студентом философского факультета по вступительным баллам. Окончив университет по кафедре научного атеизма, вопреки общей тенденции выпускников той поры бросаться в бизнес, пошёл в аспирантуру, потом преподавал в университете.
К религии Михаил Васильев пришёл не сразу. Путь к Богу для молодого человека, далёкого от церкви, не крещённого и не имеющего ни одного верующего друга, пролегал через знания. Опять же вопреки «атеистической» учебной программе он не принимал её постулаты на веру, а старался вникать в истоки религии. При этом мало чем отличался от однокурсников: готовился к экзаменам, пел песни под гитару и в студенческой компании, вёл философские диспуты о религии за бутылкой недорогого портвейна. Тогда, в 1990-е, пришла мода на крестики и посещение храмов. Но Васильев, со свойственным ему максимализмом, не хотел ограничиваться свечками и куличами на Пасху. Вопреки ярмарке безнравственности, гулявшей по стране в те времена, он решил серьёзно служить Богу. А однажды духовник Михаила отец Димитрий Смирнов сказал:
– Ты из семьи военного? Значит, быть тебе батюшкой в военном гарнизоне.
Перспектива складывалась не по планам молодого человека. Но «вопреки» сработало и на этот раз. Даже молодая супруга, к слову, тоже духовное чадо отца Димитрия, поддержала батюшку, хотя понимала, что такой путь и для неё лёгким не предвидится. Так с тех пор безропотно и несёт свое нелёгкое бремя жены войскового священника матушка Мария.
– Сегодня мы рукоположили молодого священника, у которого не будет приходских обязанностей, он будет работать со всей армией, эти слова, произнесённые в 1998 году Святейшим Патриархом Алексием II на ступенях храма Великомученицы Варвары при штабе Ракетных войск стратегического назначения во Власихе, стали благословением для отца Михаила. А азимут в служении задали слова ещё одного достойного человека – маршала Игоря Сергеева, сказанные на том же месте и в тот же день:
– Если церковь и армия не спасут наше Отечество, не будет ни церкви, ни армии, ни России.
Так отец Михаил стал настоятелем Патриаршего подворья при штабе РВСН. В ракетных соединениях, разбросанных по всей стране, он бывал чаще, чем самые активные проверяющие Главного штаба. Его захватывала возможность познания этого незаменимого в системе безопасности страны воинства.
Готовится пуск новейшей баллистической ракеты. Конструкторы, генералы, сотни военных специалистов перед пуском искренне молятся вместе с батюшкой. Все понимают: многолетний труд и огромные средства вложены в этот старт. И если «изделие» не полетит, то всё придётся начинать сначала. Сорвётся старт – виноват кто будет? Естественно, в числе прочих и батюшка, который безблагодатно провёл молитву. Это нормальная логика мирянина, который только становится верующим. Ему очень важно иметь зримое присутствие Господа. И отец Михаил, благословляя ракетные пуски, не раз видел, как Господь по вере этих взывающих к Богу людей даровал им чудо. И это, наверное, дорогого стоит и отличается от обычного служения приходского священника.
Энергия действия
По натуре отец Михаил – человек действия. Просто невозможно представить его каким-нибудь кабинетным работником патриархии. Мне довелось наблюдать вездесущность «Батька», как называют его между собой десантники, во время дивизионного учения на горном полигоне. Под грохот авиационной огневой подготовки он проводил литургию в полевом походном храме. Через полчаса батюшка благословлял на учебный бой роту, которой предстояло действовать на главном направлении удара. В тот день его можно было видеть и на огневых позициях артиллеристов, и беседующим с молодым солдатом сапёрной роты. Именно эта энергия действия, наверное, послужила и поводом для того, чтобы он был назначен руководителем сектора Воздушно-десантных войск Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами.
Отец Михаил считает, что военный священник должен быть рядом с солдатом в самые сложные моменты службы. Наверное, именно этот личный принцип кидал его по всем «горячим точкам», где воевали десантники. С Владимирской иконой Божией Матери «Батёк» встречал в Салониках корабли с десантом, а затем на БТР вместе с нашими миротворцами рассекал ночь во время знаменитого марш-броска в Приштину. Самого его в выцветшем камуфляже можно было отличить от десантника только по рыжеватой бороде да по чёрному клобуку на голове.
«В десанте служим мы крылатом...»
на прыжках
Первый парашютный прыжок он совершил, можно сказать, экспромтом. Отец Михаил работал с новобранцами, когда произошла нештатная ситуация: у одного из солдат не раскрылся основной парашют, и он приземлился на запасном. Увидев это, очередная смена молодых солдат опасалась идти на борт самолёта. Командир подразделения – к священнику, просит:
– Батюшка, есть у вас молитва какая-нибудь от страха? Прочитайте им, может, соберутся духом!
Молебен «от страха» батюшка провёл, потом просто поговорил «о жизни» с новобранцами, а затем попросил для себя парашют и пошёл на предпрыжковую подготовку по сокращённому варианту. Один лишь вид священника с парашютом произвёл на новичков сильное впечатление: все как один пошли в самолёт. Когда на высоте сработал бортовой сигнал «Приготовиться!», все встали, батюшка перекрестил солдат, потом сам перекрестился. По сигналу «Пошёл!» вслед за командиром шагнул в небо. Солдаты пошли следом, и никто из них даже не догадался, что «Батёк», как и они, был «перворазником». А вот одиннадцатый парашютный прыжок стал настоящим испытанием для него самого. На учении главный священник ВДВ десантировался с полковой разведкой. Прыгали с Ил-76. Это потом, на госпитальной койке, анализируя каждую секунду того полёта, он сделал вывод, что рановато раскрыл купол, попал в зону турбулентности, стропы перехлестнуло и туго закрутило в жгут. Как учили на занятиях по воздушно-десантной подготовке, раскручивал почти погасший купол, пытался сдёрнуть с него стропы. Обрезать их не успел – уж очень быстро приближалась земля, слишком высокой была вертикальная скорость приземления. Сгруппировался, спружинил на ноги, но всё равно при приземлении услышал хруст в позвоночнике. В часть батюшка возвращался на санитарной машине. Диагноз: компрессионный перелом позвонка.
Новый Завет и «Наука побеждать»
Манера разговаривать у отца Михаила, похоже, выработалась многими годами служения армии – по-военному чёткие, выверенные фразы без деепричастных замысловатостей, смысловая нагрузка – максимальная. Тёртые войсками комбаты к этой манере идут годами через военные вузы, ежедневную практику командования и подчинения. А он, наверное, впитал её душой и мыслью через тесное соприкосновение с войсковым бытием своей паствы. И совсем неудивительно, что главный десантный и ракетный батюшка одинаково глубоко знает и Новый Завет, и суворовскую «Науку побеждать». Часто цитирует мысль прославленного генералиссимуса: «Безверное войско учить, что перегорелое железо точить». Да и награды у сорокалетнего десантно-ракетного батюшки самые что ни на есть боевые: орден Мужества, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», ведомственные медали «Генерал армии Маргелов», «Участнику марш-броска 12 июня 1999 г. Босния-Косово». А за этими наградами – более тридцати командировок в «горячие точки», бескорыстная духовная работа в войсках, на полигонах и в отдалённых гарнизонах.
– Как сказал апостол Павел, нужно для всех быть всем, чтобы обратить в веру хотя бы некоторых, – рассуждает отец Михаил. – Конечно, чтобы органично войти в воинский коллектив, нужно разделять все тяготы и лишения, которые приходится терпеть солдатам. А главный принцип для военного священника тот же, что и для хорошего командира, – не «делай, как я сказал», а «делай, как я».
Военную науку протоиерей Михаил Васильев освоил на уровне полководца, пройдя курс обучения на факультете переподготовки и повышения квалификации Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. Специальность – «командно-штабная оперативно-стратегическая подготовка». Такого диплома больше ни у кого из священников нет. Но главное – не диплом, а знания и навыки, которыми обогатил себя этот в полной мере военный профессионал. Разработанным под его руководством и успешно применяемым священниками в частях мультимедийным воспитательным программам можно было бы поучиться и организаторам общегосударственной подготовки в армии.
Храм в душе, храм на земле
– Офицерская среда до сих пор более нравственна, чем другие социальные группы общества, – говорит отец Михаил. – Работая с наиболее боевыми структурами Российской армии – РВСН и ВДВ, я могу сказать, что всё не так плохо, как представляется в иных выступлениях СМИ. Решаются проблемы достойной оплаты службы офицеров и контрактников, обеспечения их жильём. Однако необходимо понимать и то, что за деньги легче найти готовых убивать, чем умирать. Для того чтобы человек жертвовал личными интересами, необходимо пробуждать нематериальную мотивацию к служению: совесть, чувство долга. В Чечне, в палатке у одного из наших лейтенантов ВДВ, я увидел простенький плакат, напечатанный на машинке: «Родине и жене не изменять!» Очень конкретный девиз. Используем и его как ориентир в работе.
Есть у отца Михаила и способности созидателя. За 14 лет пасторства он построил храм преподобного Илии Муромца во Власихе, храм Пророка Илии в Сокольниках, храм Святой Троицы в Омске, храм иконы Божией Матери Благодатное Небо в Кубинке. В Косово им был установлен первый после революции походный воинский храм во имя преподобного Илии Муромца. Он активно участвовал в разработке нескольких типов мобильных храмов для работы с военнослужащими в полевых условиях. Сегодня одна из забот отца Михаила – возрождение храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках в качестве собора Воздушно-десантных войск.
Самым главным таинством в своей духовной практике отец Михаил считает не описанное ни в одном Катехизисе таинство рождения веры в сердце человека. Он множество раз видел в глазах ракетчиков и десантников благость осмысленной духовности бытия. Тысячи военных людей привёл к такой очищающей осмысленности и сам служитель веры протоиерей Михаил Васильев.
Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда»
|